Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
Кацухиро Отомо, пожалуй, один из самых известных мангак за всю историю Японии, но для людей далеких от комиксов с иероглифами (вроде меня), он запомнился, прежде всего, своими режиссерскими работами: «Акира» (1988), «Стимбой» (2004). Мне не хотелось писать очередную рецензию на «Акиру» или «Стимбоя» — про них уже, кажется, сказано все, что только возможно. Восхваление этих работ — общее место в арт-критике. Поэтому я решил обратить свое — и ваше внимание — на работы Отомо, находящиеся в тени его знаменитости, расположившиеся в самом начале карьерного пути Отомо-режиссера. Речь пойдет, в первую очередь, об OVA-антологии короткометражек под названием «Карнавал роботов» 1987 года рождения.
В прошлой своей статье я уже делал тематическую подборку сборников короткометражек, в числе которых также оказалась OVA-антология — Amazing Nuts (2006), к слову, в создании которой принял участие режиссер одного из эпизодов «Карнавала роботов» (подробнее см. справки). И если в тот раз «объединяющим» фактором сборников стала их непохожесть (разные студии, разные авторы, разные сюжеты), то в этот три антологии короткометражек объединяет человек, имя которому, как несложно догадаться, Кацухиро Отомо. В «Карнавале роботов» К. Отомо режиссировал вступительный и заключительный эпизоды сборника, это его первые аниме-работы. В антологии Neo Tokyo, она же «Лабиринт сновидений», тоже 1987 года, его имени принадлежит авторство эпизода The Order to Stop Construction. В сборнике 1995 года, «Воспоминания о будущем», (который, кстати, рекомендован к просмотру в самой первой статье аниме-колонки фантлаба) Отомо режиссировал эпизод Cannon Fodder.
Практически ни одна работа именитого режиссера не лишена иронии, с которой автор воспринимает технический прогресс: для него он не более чем призма, позволяющая под другим углом рассмотреть человеческие качества. Поэтому все его эпизоды в названных антологиях, мало сказать, что забавны, — они искрометны в своем антропоцентричном юморе, при кажущейся сюжетной нацеленности не на человека. Вроде и про робота история, а смеешься над свои собратом-человеком.
Однако с моей стороны было бы нечестно концентрировать все свое внимание на одном режиссере, пусть даже и на Кацухиро Отомо, который ни много ни мало помог зажечься звезде режиссера Сатоси Кона. Потому я рекомендую все эпизоды сборников «Лабиринт сновидений» и «Воспоминания о будущем» в равной степени (и за их художественное мастерство, и за их чуткую драматургию). Ниже можете посмотреть трейлеры этих «триптихов».
Как я уже выразился в начале статьи, больше всего мне интересны самые первые работы К. Отомо. Именно их успех, вкупе с успехом работ семи других режиссеров, позволил второму сборнику короткометражек 1987 г., «Лабиринту сновидений», заполучить театральный прокат вместо неказистой судьбы OVA-релиза и привлечь спонсоров для первой полнометражной работы Отомо — «Акиры». Меж тем рассматривать эти работы вне связи с другими эпизодами антологии «Карнавал роботов» — глупейшая ошибка. Как в хорошем оркестре, каждый из эпизодов «Карнавала роботов» отыгрывает свою «музыкальную партию», которая, накладываясь на другие, рождает сложную и завораживающую мозаичность карнавализованной (тут отсылка к М. Бахтину и его карнавальной культуре Средневековья) картины мира, где роботы, какими бы они ни были, такая же обыденность, как мы сами. И моя метафора с оркестром отнюдь не надуманна: за саундтрек сборника отвечал Дзё Хисаиси, композитор с обширной фильмографией, давний помощник студии Гибли. Звукорежиссером же был менее именитый, но не менее плодовитый Ясунори Хонда.
Выступив режиссером открывающего и закрывающего эпизодов антологии, Отомо сделал своего рода виньетку, задавшую общее направление и общий настрой «Карнавалу роботов». Именно заявленная еще в названии карнавализация дополнительно позволила мне объединить в одно смысловое целое два названных сборника 1987 г.: в первом карнавализирована идея робототехники, во втором — смерти. Хотя выпускающие студии этих сборников разные.
Поскольку общая продолжительность эпизодов К. Отомо едва укладывается в десять минут, не ждите авторских откровений — времени недостаточно. А вот для того, чтобы продемонстрировать умение «вести» историю, описать персонажа несколькими кадрами, удивить динамикой и раскладывать «пасхальные яйца» — вполне. Уже здесь, в зачаточном состоянии можно ощутить любовь Отомо к эскплозивным сценам (взрывы, дым, пар, разорванные движения).
«Опенинг» и «Эндинг»
Динамичная история первого и последнего эпизодов в духе Безумного Макса повествует о мчащемся из ниоткуда в никуда огромном машинном аттракционе, пик славы которого уже позади, но который несется вперед все так же целеустремленно, даря радость и взрывы всем встречным без спроса. Логичным завершением этой истории становятся забытье до самодеструкции, красивый финальный танец и взрыв, уносящий жизни последних зрителей. «Конец» крупным шрифтом.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Справка. В справках приведена краткая информация об авторском составе каждого из эпизодов с послужным списком работ, которые, по моему мнению, заслуживают внимания у отдельно взятых авторов.
Кацухиро Отомо — режиссер/сценарист: «Воспоминания о будущем» — эпизод #3 Cannon Fodder, «Лабиринт сновидений» — эпизод The Order to Stop Construction, Hi no Youjin (Combustible) — эпизод в антологии Short Peace (2013), «Гандам: Приказано взлететь» (1998); сценарист: «Метрополис» (2001), «Спригган» (1998), «Воспоминания о будущем» — эпизод #2 Stink Bomb, «Старик Зет» (1991); художник-постановщик: «Воспоминания о будущем» — эпизоды Cannon Fodder и Magnetic Rose. «Свобода» (OVA-сериал) — дизайн мехи и дизайн персонажей (2006). Нидзо Ямамото — художник-постановщик: «Девочка, покорившая время» (2006), «Фантастические дети» (ТВ, 2004), «Могила светлячков» (1988), «Небесный замок Лапута» (1986), «Конан — мальчик из будущего» (ТВ, 1978), «Принцесса Мононокэ» (1997), эпизод Magnetic Rose — один из художников-постановщиков. Ацуко Фукусима — дизайн персонажей: «Лабиринт сновидений» — эпизод Labyrinth; «Остров Джованни» (2014) — дизайн (концептуальный). Genius Party (2007) — эпизод Genius Party — режиссер.
«Шестеренка Франкенштейна»
Очередная итерация архетипической истории о создании человекоподобного монстра, в нашем случае — робота. Гениальный ученый, подарив ему тело, забыл снабдить разумом. В результате не отличимый от младенца по уровню интеллекта робот по чистой случайности давит своего создателя, повторяя за ним радостные прыжки.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кодзи Моримото — сценарист/режиссер/дизайн персонажей. Genius Party Beyond (2008) — эпизод Dimension Bomb — дизайн персонажей/режиссер. Amazing Nuts! (2006) — эпизод Glass Eye — дизайн персонажей. «Звукоед Нойзмен» (к/ф, 1997) — дизайн персонажей/режиссер. «Вечная семейка» (к/ф, 1997) — дизайн персонажей/режиссер. «Аниматрица» (2003) — эпизод Beyond — режиссер. Режиссёр эпизода Magnetic Rose. Юдзи Икэхата — художник-постановщик, в Magnetic Rose — тоже.
«Лишение»
С привычным для боевиков того времени драйвом нам рассказывают о нападении восставших роботов на человеческий город и спасении хрупкой человеческой девушки андроидом — существом, не имеющим человеческого тела, но имеющим человеческие чувства.
История-размышление: обретают ли механизмы бессмертную душу, если обретают личность. Талантливый инженер-конструктор в уединенной мастерской создает «говорящую куклу» — робота с внешностью молодой леди и ПО, которое неожиданно для самого создателя трансформируется в искусственный интеллект и заявляет о наличии чувств. Желавший лишь собеседника (в семье ему не доставало общения: жена постоянно на работе, дочка еще мала), он пугается способного испытывать чувства робота и в эмоциональном порыве крушит его. Спустя годы робот является ему в первозданном бесплотном виде. Тело машины по-прежнему в мастерской. На закате жизни инженер вновь видит робота-леди и уходит с ней в горизонт.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ясуоми Умэцу — режиссер/сценарист/дизайнер персонажей. Режиссер: Galilei Donna (2013), Wizard Barristers: Benmashi Cecil (2014). Акира Ямакава — художник-постановщик, «Лабиринт сновидений» — эпизод Labyrinth — художник, в Magnetic Rose — художник-постановщик.
«Ангел лунного света»
История о предательстве и любви в декорациях виртуальной реальности Роболэнда. Девушка узнает, что ее бойфренд встречается теперь с ее лучшей подругой, и в слезах убегает. Эмоциональное потрясение находит отражение в виртуальной реальности: симпатизирующий девушке аниматор Роболэнда героически спасает ее от нападения чудовищного робота с лицом ее бывшего бойфренда.
Сюрреалистическая зарисовка о том, «мечтают ли андроиды об электроовцах». Возникая из пустоты, персонаж-робот бесцельно движется к краю экрана, на фоне движения которого облака, подобно картинам, демонстрируют зрителю вехи истории человеческой цивилизации. Ближе к концу пути облака даруют роботу человеческую природу, счастливый, он покидает границы экрана.
Хлесткая сатира на пропагандистские ролики Японии времен Второй мировой. Пилотируемый робот с Запада вторгается в мирный город с целью захвата земель. Пилотируемый робот японцев, строившийся ради культурного фестиваля, оказывает ему сопротивление. Первым управляет сумасшедший англоговорящий ученый, вторым — удалая ребятня. Заканчивается победа над вторгнувшимся роботом сценой с рассветом, который на самом деле оказывается закатом.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хироюки Китакубо — сценарист/режиссер. Режиссер: «Черная магия М-66» (1987), «Старик Зет» (1991), «Золотой парень» (этти, 1995), «Кровь: Последний вампир» (2000). Хироси Сасаки — художник-постановщик: «Ганбастер» (1988, OVA-сериал), Angel Cop (1989, OVA-сериал), «Старик Зет» (1991), «Граф Монте-Кристо» (2004). Ёсиюки Садамото — дизайнер персонажей; автор манг «Волчьи дети Амэ и Юки», «Летние войны», «Девочка, покорившая время», «Евангелион». Один из создателей студии Gainax.
«Страшный сон»
Еще одна сюрреалистическая фантазия на тему «робокалипсиса»: пьяный развозчик жареной курочки просыпается в предутренние часы где-то в подворотне и сознает, что город заполонили машинные монстры. Наплевав на здравый смысл, он мчится на своем скутере прочь от преследующих чудовищ — ровно до тех пор, пока лучи зари не обращают в прах «ночные кошмары».
В заключение. Не знаю, как вам, но мне очень приятно и интересно открывать давно известных авторов с новой стороны, пусть даже эта "новая сторона" навсегда осталась в уже далеком теперь 1987 г. Оценивая в ретроспективе фильмографию того или иного режиссера, имеешь возможность увидеть более поздние работы в новом, подчас неожиданном ракурсе, а ранние — с удвоенной аутентичностью и оригинальностью, не только по отношению к работам самого режиссера, но и к работам его коллег.
Разумеется, "Карнавал роботов" не произвел революции в спекулятивном жанре робототехнической фантазии, поскольку все эти идеи с конца 60-х, что называется, витали в воздухе (пожалуй, и продолжают до сего дня). Однако то, как глубоко лично и живо эти идеи были облечены в художественную форму — поражает и сейчас. Не буду скрывать, 87-ой год дает о себе знать при просмотре: технические возможности анимации тогда были не в пример нынешним (сделайте скидку экспериментальному фильму с микробюджетом). Мысль же, воплощенная в цвете, форме и звуке, не утратила своей энергии до сих пор.
Пополняя аниме-колонку фантлаба своими статьями, я как могу стараюсь представить неопытному зрителю (опытному мои потуги не нужны) японскую анимацию с разных ее сторон. И хотя я не ограничиваюсь работами текущего десятилетия или одного медиаформата, до сего времени моей выборке многого недоставало. Например, короткометражного кино. Говорить об особом положении короткого метра в кинематографе, конечно, дело неблагодарное, но я рискну.
Чуть более ста лет назад именно с короткометражек искусство движущихся картинок начало свое шествие по планете. Именно ими братья Люмьер пленяли взор тогдашних горожан. Отчасти небольшая продолжительность фильмов была продиктована техническими возможностями, отчасти — «духом времени»: на сломе веков требовалась особая художественная форма, способная рефлексировать и высокий темп машинного прогресса, и не меньшую скорость общественных изменений.
Еще на заре синефилии короткий метр зарекомендовал себя как формат максимально удобный для внятной и быстрой подачи авторского посыла, для озарения и вдохновения публики вымышленными (или невымышленными, в случае документальных работ) мирами. В некотором роде правопреемниками тех работ являются сегодняшние рекламные ролики. Но речь не о них. Принципиальным отличием и преимуществом короткого метра является высокая семантическая/иконографическая насыщенность нарратива. Долгие статичные планы, получасовые сцены без монтажа — это не про короткий метр. Быстрый темп, полнота кадра — вот, что характеризует короткометражное кино. Анимационное короткометражное кино тоже.
Эксперименты с формой начались в Японии, как только стали доступны техники мультипликации. Сейчас я не буду останавливаться на ранних мультработах японских художников. Замечу лишь, что анимационная индустрия в Японии развивалась параллельно таковой в США, и до Второй мировой мало чем отличалась от продукции Диснея. Потом случились новая конституция, Осаму Тэдзука, конкуренция с ТВ, смена моделей дистрибуции. И наконец появилось аниме, каким мы его все знаем. В этот раз я хочу рассказать вам о четырех замечательных сборниках короткометражек 21-го века. А именно: Amazing Nuts! (2006), Genius Party (2007), Genius Party Beyond (2008) и Short Peace (2013). Поскольку в каждую из этих антологий входят минимум четыре фильма, отрецензировать каждый из них представляется мне делом весьма затруднительным. Посему единственной моей целью является лишь разжечь ваш интерес к просмотру. На помощь мне придет трюизм "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Прилагаю ниже трейлеры к названным сборникам короткометражек.
Все работы уникальны, разительно отличаются друг от друга, и при этом не теряют своего "японского ореола", японской аутентичности. Есть фильмы, доведенные до совершенства, есть лишь к нему стремящиеся. Есть совсем коротенькие, пятиминутные, есть почти получасовые. Есть со сложной сюжетностью, и есть сконцентрировавшиеся на одной мысли. Есть буйствующие красками и мощные в движении, есть медитативные и плавно текущие. Есть "музыкальные шкатулки" и камерные драмы, детективные истории и сказки, притчи и авантюры, love story и триллеры. Полный спектр удовольствий.
Если вы ограничены во времени, но желаете познакомиться не с рядовой коммерческой анимацией из Японии, эти антологии — прекрасный выбор. За незабываемые впечатления я ручаюсь.
Текст составлен GreenHedgehog по просьбе меня, посмотревшего «Пять сантиметров в секунду» и жаждущего чего-то еще. Потом Имхонет прикрыл свой блогосервис, и статья осталась только у меня в архиве. Но информация хочет жить! Поэтому она переезжает сюда. Исходную статью я где-то дополнил, где-то сократил, и планирую переписывать в будущем, по мере появления достойных произведений.
В статье хотелось собрать все лучшее от аниме, наиболее непохожие друг на друга фильмы, без лишней наивности и засилья школьников.
Предупреждение − это все личное мнение. Никакой ответственности за «не понравилось» не несем
Это очень скользкий вопрос, зависит от личности того, кто спрашивает и от того, кого спрашивают. Меня наконец тоже спросили об этом. Поэтому и решил я немного написать о том, что именно мне нравится, и что можно посмотреть начинающему. Понятно, что за этот список многие любители аниме будут готовы закидать мусором. Но, что уж теперь поделать. Начать хотелось бы с полнометражных фильмов, а потом уже перейти к сериалам.
От себя добавлю − тема короткометражек будет раскрыта позднее. Анимешные, правда, не являются чем-то особенным. Но раз список идет по возрастанию продолжительности, то здесь просто обязан быть «Голос далекой звезды» − совершенно банальная мелодраматическая история, но рассказанная так, что отвисает челюсть. Отдельная рекомендация для любителей субтитров − постарайтесь найти версию с переводом финальной песни.
Первый барьер: полнометражки.
Как ни странно, я бы хотел порекомендовать в первую очередь... сюрприз-сюрприз — Миядзаки. В общем-то всего его можно смотреть, но из простых: «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками», «Ведьмина Служба Доставки», «Рыбка Поньо», «Ходячий замок» — прекрасные сказки для любого в общем-то возраста. Все герои положительные, красивая, но при этом простая рисовка, милые миры, где творятся чудеса. Возврат в детство.
Потом можно посмотреть его более сложные работы: «Навсикая из Долины Ветров», «Принцесса Мононоке», «Порко Россо» (Порко Россо − вообще единственная его работа, которая предназначалась для взрослых, конкретно — для показа на транслатлантических авиарейсах), «Небесный замок Лапута» — здесь уже проблемы посложнее — экология, развитие личности, жестокости побольше, рисовка подревнее (но все равно красивая).
И еще одна детская сказка — Принцы-лебеди. Добрая экранизация Андерсена.
Для отдельных любителей нестандартного — «Война тануки в эпоху Хэйсэй и Помпоко» — проблема экологии, но фильм любопытен не этим. Просто посмотреть на различия в культурах. Особенно на способ колдовства енотов с помощью половых признаков.
Второй барьер: больше анимешности
Теперь можно переходить на что-то более анимешное. Взять хотя бы «Акиру». Рисовка достаточно старая, но с точки зрения сюжета и атмосферы — отличный выбор. Мотоциклы, мутации, странный мир — все это есть. Классика аниме. Единственное, кстати, аниме не от Миядзаки, стабильно попадающее во всякие топ-1000 мирового кино.
А вот за прорисовкой лучше обратиться к «Ди, охотник на вампиров: жажда крови» — там же и постапокалиптический мир, с вампирами и средневековьем. Робото-лошади, броневики с крестами и викторианские дворцы. Все прекрасно сочетается. Конечно, сюжет сейчас уже не кажется сверхактуальным. Но тоже неплох. Имеется и первый фильм, он слабее.
Сюжет хорош в JIN-ROH (Оборотни, Волчья стая). Особых действий там не то, что бы много, но вот различных моральных переживаний — очень много. Альтернативная Япония, подполье, секретные службы и небольшая доля паранойи.
Лично от себя — «Идеальная грусть» — тот фильм, с которого я понял, что этот жанр не так прост, как мне казалось. Психологический триллер, ужастик, драма — неплохой набор определения, для «простого мультфильма». Это был скажем так, второй барьер на пути принятия аниме, как «не простых мультиков». (Правильнее все же "Совершенная (идеальная) Синева", поскольку в литературном первоисточнике много внимания уделяется идеально синему токийскому небу. В фильме этот момент опущен.)
"Актриса тысячелетия". Если "Идеальная синева" достаточно мрачная и шизофреничная, то этот фильм светлый и добрый. И напряжение до конца держится гораздо лучше.
"Сумерки Къю". Почти неизвестная работа, а зря. Напряжение и в первой, и во второй серии создается нешуточное, хотя во второй конец выворачивает мозг покруче. Реальность и ирреальность просто гуляют! Рисовка — эталон!
"Виндария". Паропанк-сказка, но для взрослых, потому что достаточно мрачная.
"Яблочное зернышко". Компьютерный аниме-боевик с голливудскими штампами. На высоте лишь визуальная составляющая, особенно хороша начальная битва с танком под Пола Оакенфольда.
Третий барьер — «Какой огромный мир»
Киберпанк — «Призрак в доспехах» (или реставрированная часть 2.0, с 3д и звуком 5.1.) и его вторая часть «Призрак в доспехах 2: Невинность». Признанная классика киберпанка с вечными вопросами — что можно считать человеком, что такое человечность, где находится душа и все такое прочее. Экшн есть, но в основном фильм примечателен не этим. Тут есть и диалоги, и монологи, и политическая возня под ковром.
В самой Японии анимешка была встречена прохладно, Осии достаточно вольно обошелся с первоисточником-мангой. Поскольку он учился в христианской семинарии, то вырезал весь буддизм и вставил христианский символизм. Так он покорил мир. Аллюзии на Библию, и прямые цитаты из нее нередки в его творчестве.
Кстати, это источник вдохновения для Матрицы братьев Вачовски (домашнее задание − сравнить фильмы и найти одинаковые сцены), компьютерной игры Oni (что интересно — создатели аниме увлекались игрой Virtua Fighter, круг замкнулся, так сказать) и многого другого.
И еще − если вы любите какие-то размышления и прочее − рекомендую посмотреть программу «Закрытый показ», посвященную этому аниме. Такой умной и корректной дискусси давно не видал по нашему телевизору: режиссеры, художники, профессора философии обсуждают, сможет ли компьютер сказать «Это я!».
Только имейте ввиду, что в версии 2.0 режиссер почему-то заменил мужской голос Кукловода женским, и вся красивая теория Гордона о любви полетела в корзинку. Хотя фильм это хуже не делает.
Если нужно чистое действие — вас ждет «Манускрипт Ниндзя» — вся экзотика востока в концентрированном виде, специально для американского рынка. Ниндзя со своими суперсилами. Эротика, кровавая расчлененка, никаких сверхсложных моральных проблем (просто сложные все-таки есть).
"Максимальное ускорение" — это драйв, кайф и крутой саунд. Слегка шаблонная история о молодом и дерзком гонщике в совершенно безумном инопланетном мире с вырвиглазной палитрой. Прорисовка очень качественная!
Да, «Метрополис» — это тоже аниме. Не думали же вы, что в аниме все большеглазые и разноцветноголовые? Эти забавные с виду пупсы (я про главных героев) решают проблемы посложнее, чем в каком-нибудь современном романе. Просто они так выглядят. А смерть, жизнь, свободу, любовь и ревность и в этом мире никто отменять не собирался.
Кстати, насчет изобразительных средств. Для любителей скопом полюбоваться на широкий ряд художественных приемов — порекомендую «Аниматрицу» — несколько работ различных художников в одном фильме. Да-да, это тоже аниме. Она правда больше подойдет поклонникам Матрицы, и на мой взгляд какого-то самостоятельного значения особо не имеет. Но для ознакомления — очень хорошо.
Другой подобный сборник — «Воспоминания о будущем» Первый эпизод ("Магнетическая роза") — одно из лучшего, что я видел в аниме и мировом кинематографе в целом. Глубоко, серьезно, динамично, хоть Мигель и второй космонавт крайне похожи на персонажей довольно веселого сериала PlanetES. Но здесь не комедия, а серьезная драма с линчевскими приемами путешествия в воспоминания. На ум приходит и "Солярис" Лема.
А вот «Наши соседи Ямада» — лучше всего подойдет в качестве забавных зарисовок. Минималистичный способ рисования оказывает очень неплохой эффект. Уютно становится смотреть за буднями обычной японской семьи. Особого сюжета там нет — небольшие такие забавные истории, про которые обычно говорят, «а помнишь, как мы...».
«Могила светлячков» наоборот не рекомендуется тем, кто страдает депрессиями и повышенным сочувствием. История Японии во Второй мировой войне со стороны сирот. Не самое такое легкое зрелище, знаете ли. Ну и сейчас, пожалуй, рисовка может отпугнуть. Но не упомянуть о ней, я в общем-то не мог. (Также часто попадает в топы мирового кинематографа, наряду с Акирой и Миядзаки)
«Еще вчера» − это скорее аниме для девушек. Из города в деревню, старые воспоминания о детстве, сестра с семьей. Очень хорошая такая мелодрама, созерцательная.
Ну и в эту же корзину можно положить нашумевшую «Пять сантиметров в секунду». Созерцательность, прорисовка, любовь, атмосфера — куда без этого. Каждый кадр — хоть на стену.
Для мужского населения в состоянии раздумья стоит порекомендовать «Крылья Хоннеамиз» — почему-то очень малоизвестный фильм, среди широкого населения. История про то, как на пороге войны одна из двух враждующих стран решает запустить в космос человека. И о том, как даже если у всех опускаются руки, нужно пытаться что-то сделать... ну и как всегда — не только об этом.
Не только об этом — это кстати еще и «Железобетон» — куча различных смыслов, не сразу понятно что здесь и где, хорошая рисовка, странный сюжет. Типичное такое аниме.
На этом по поводу полнометражных аниме — пожалуй все.
Продолжение — сериалы, короткометражки и послесловие — будут позднее.